Доклад на XV Зимней школе по теме «Зависть в контексте психоанализа и нейронаук»
Зависть представляет научный интерес со времен античности и до наших дней. Изучением этого эмоционального переживания занимались многие известные ученые, мыслители, религиозные деятели, среди которых Аристотель, Платон, Плутарх, Ф.Аквинский, К.Гельвеций, Р.Декарт, Б.Спиноза, А.Шопенгауэр и т.д. В настоящее время существуют множество научных направлений, исследующих проблему зависти. Среди них социология, нейропсихология, нейрофизиология, психология, а также психоанализ, который дал свое видение этого феномена. Начиная с З.Фрейда зависть исследовали как представители классического психоанализа, так и представители различных психоаналитических направлений: А.Абрахам, А.Адлер, К.Юнг, М.Кляйн, Г.Розенфельд, К.Хорни, Э.Фромм, Э.Берн, П.Куттер, О.Кернберг и др. Изучение этого феномена в психоанализе началось с описания Фрейдом зависти к пенису как определяющему моменту в процессе вызревания женской сексуальности (9). Фрейд также рассматривал зависть как основу стремления к социальному равенству (10).
Современные нейронауки изучают функционирование мозга, а также зарождение и восприятие эмоций и чувств, в том числе и зависти. Реакции зависти основаны на механизмах действия зеркальных нейронов в коре головного мозга. Эти реакции возникают из “подражательного желания”, необходимого для выживания человека. Нейрофизиология выявила сверхактивацию зеркальных нейронов, ответственных за оценку и мотивацию у людей, склонных часто и длительно завидовать, что нередко связано с зависимостью от чужого мнения, нестабильной самооценкой и потребительским отношением к другим, а также неудовлетворенными потребностями в одобрении, признании и самореализации. Результаты МРТ-сканирования показали повышенную активность двух областей в мозге: одна из них отвечает за имитацию и интерпретацию действий других людей, вторая – оценивает действия и объекты и определяет, стоит ли тратить время и усилия на данный объект. На основании этого нейропсихология, делает вывод о том, что данный механизм взаимодействия двух областей мозга демонстрирует, как наблюдение за действиями других людей формирует оценку желательности и ценности. «… Чем больше взаимосвязаны система оценки (значимости) и система подражания в мозге, тем больше человек зависит от внешнего образца поведения и, соответственно, тем более он завистлив» (13).
Изучение зависти, как эмоции и как чувства, важно с точки зрения ее взаимосвязи с нарциссическими чертами личности. Психоанализ отмечает зависть, как личностную черту, представляющую собой один из основных маркеров нарциссической организации личности (5). Изучение этой взаимосвязи особенно актуально: как показывает исследование, проведенное среди студентов российских ВУЗов доктором медицинских наук, профессором кафедры клинической психологии и психотерапии МГППУ Гаранян Н.Г., последние десятилетия «отмечается усиление нарциссических черт в молодежной популяции развитых стран» (4). Факторы, способствующие «нарциссизации» общества, могут быть определены как тенденция к значительному социальному расслоению и, в связи с этим, развитию духа соперничества в молодежной среде. Все чаще достижение успеха связывается с приобретением материального благополучия. Все более ценятся высокая конкурентоспособность, стремление к достижению идеала. Современный мир представлен обществом потребления, ориентированным на индивидуализм, где достижение личных целей ставится выше коллективных. Эталоном успешного современного человека служит образ лидера с повышенным вниманием к самому себе, поглощенного своими проектами и проблемами, озабоченного исключительно собственным благополучием. Указанные выше причины приводят к активации зависти – чувству, ориентированному на обладание и доминирование.
Зарубежными и российскими нейрофизиологами проведены исследования, подтверждающие передачу следующему поколению сильного эмоционального переживания через молекулярные механизмы, изменяющие развитие нервной системы потомка (2). В настоящее время нейрофизиология способна дать объяснения различий механизмов формирования обычной памяти и памяти о травматическом событии. Как следует из проведенных экспериментов, чувство острой зависти воспринимается мозгом как физическая боль (6) и может остаться в памяти, даже если в дальнейшем происходят наслоения других, пусть и позитивных впечатлений. Такое переживание невозможно уничтожить, и оно может всплыть из глубин памяти, будучи активированным каким-либо триггером по ассоциативной цепочке (2). Невозможно не заметить, что данные выводы сходны с фрейдовской концепцией травмы.
В следствии подобного функционирования человеческой памяти, остаются достаточно большие возможности по «пересмотру» пациентом своей личной истории при помощи психотерапевта. Извлеченное из памяти старое воспоминание может быть «переписано» заново в случае привнесения в него нового содержания. Таким образом, психоаналитическая психотерапия, практикуя оправданно длительное взаимодействие с пациентом, исследуя его жизненные впечатления с самого раннего детства, работает согласно принципам нейробиологии и нейрофизиологии, а психоаналитические методы подтверждаются современными научными исследованиями.
Однако, приведенные выше исследования, в частности, вывод о том, что след памяти невозможно окончательно стереть (3), заставляют размышлять об ограничениях, налагаемых особенностями функционирования мозга на психотерапевтические методы.